Cervus

История фурри

[...Хммм, пушистые это не оценят, а остальным не более понятно, чем речь инопланетянина. Тем не менее...]

Введение.

Здесь, собственно, необходимо объяснить, зачем это всё сделано. Страница посвящена тому, что обычно называется фурри (furry, fyrries), или скорее истории фурри, и не только. Если к тому времени, что вы читаете эти строки, русский язык сможет предложить адекватный перевод этого слова, то просто заменяйте "фурри" на "пушистые" или что-то в этом духе.

Обычное определение фурри - животные, обладающие рядом человеческих свойств, либо люди, имеющие животные черты - что именно, как оказывается, не так уж важно. Таким образом, область определения фурри оказывается излишне широкой, практически каждый сказочный персонаж может претендовать на принадлежность к фурри. Тем не менее, при столь широком определении, используется очень узкий контекст - фактически, это только то, что может (и как правило) находится в общедоступной сети, известной сегодня под именем "интернет".

Последнее очень важно - доступ к печатным изданиям, публичным выставкам и подобным средствам выражения обладает очень узкий круг авторов, который в силу известных причин не расширяется и не изменяется. В то время как публикация в сети доступна каждому, кто обладает свободным временем и желанием, причем пользователь сети оценивает и реагирует не на имя, которое может быть сколь угодно громким или безвестным, а на само содержание.

Фурри как вид искусства гораздо более связан со средой, в которой он появился, значительно более, чем любое другое искусство. Исторически сложилось, что интернет-провайдеры поощряли размещение пользователями файлов в сети, надеясь на повышение интереса к интернету. Файлы в данном случае могут означать текстовую, графическую или любую иную информацию, к которой можно применять либо не применять понятие искусства.

По сравнению с традиционным искусством, где имя и личность творца подчас значит куда больше, чем содержание (это не должно удивлять, чтобы пробиться в авторы традиционного искусства, нужно обладать титанической личностью), фурри менее всего интересуется самим автором, куда больше его интересует содержание, а ещё более - вид нарисованного (описываемого) животного. Последнее разделение принципиально - ничего подобного в традиционном искусстве никогда не было. Здесь и только здесь проходит граница, разделяющий фурри и не фурри.

Неожиданно область "чистого" искусства заканчивается, переходя в область, которую предубеждённые люди называют "патологией". Если человеческая сексуальность во все времена была центральным объектом традиционного искусства, то для фурри подобным объектом оказалось сексуальность животных. В данном случае животных, в той или иной степени антропоморфных (увы, появление соответствующего русского слова приходится только ждать). Без подобной оговорки фурри целиком входило бы в область влияния зоофилии и только лингвистическая уловка позволяет соблюдать дистанцию, подчас весьма условную.

Парадокс - то, что должно интересовать заведомо ограниченный круг лиц, неожиданно стало массовым явлением, превосходящее (по крайней мере на сегодня) по массовости любое другое движение в интернете. Из-за этого приходится пересмотреть взгляд на многое. В частности, является ли зоофилия более частым явлением, чем принято было считать ранее?

Может ли простое размещение файлов в сети и свободный доступ к ним влиять на общественную жизнь, в частности на распределение сексуальных предпочтений? Совершенно неизвестная ранее "плюшефилия" (сексуальное влечение к мягкой игрушке) как одна из постоянных тем в фурри - насколько часто это явление встречается в реальной жизни?

История.

Существует соблазн объявить предтечами фурри огромное число источников - от древних мифов и народных сказок до коммерческой мультипликации и комиксов, впрочем, связь с последними достаточно очевидна в силу прямого заимствования техники и исполнения. Но несмотря на единство исполнения границы фурри очень чётко прослеживаются. Печатные комиксы тоже могут содержать антропоморфных животных и быть глубоко эротичными, но это не исходит от внутренних причин и в большинстве случаев автору комиксов безразлично, являются ли героями животные и какого они вида. Фурри это прежде всего приватное искусство, глубоко частное, "немассовое", которое проникло в свет исключительно из-за особенности развития интернета - сеть необходимо было заполнять содержимым, совершенно неважно каким.

Другой соблазн - объявить фурри совершенно отдельным родом искусства, не имеющем аналогов в традиционном мире искусства. Тем не менее, можно обнаружить в истории искусства нечто подобное - случаи, когда главным героем является животное с теми или иными человеческими и волшебными свойствами, где вид животного является не случайным, а принципиально важным.

Если рассмотреть басни Эзопа - наиболее известный сборник историй, где участвуют антропоморфные (имеющие человеческие черты) животные, мы увидим, что подчас одну и ту же поучительную сценку разыгрывают разные виды животных, т.е. вид животного глубоко безразличен рассказчику, а важны лишь "истории".

Но вот в Средние Века появляется "Roman de Renard" ("Роман о Лисе"), первое произведение, обладающие всеми признаками фурри, где ключевой персонаж - лис, вид животного, до сих пор остающийся самым популярным в фурри. Вставший на задние лапы, превративший передние лапы в некое подобие рук - так его изобразили средневековые иллюстраторы, к сожалению я не могу показать этих рисунков, однако иллюстрации Вильгельма Каульбаха к поэме Гёте "Рейнике-Лис" выполнены вполне в духе этих средневековых гравюр.

Другое важное для понимания фурри произведение средневековья - "Легенда о Единороге", где сексуальность животного явно пробивается на передний план несмотря на весь пересказ pour dauphine и где "нормальное" животное (если единорога можно считать нормальным животным) полноценно участвует в чувственной жизни человека.

В дальнейшем не появилось сколь ни будь значительных произведений, выходящих за рамки этих двух течений, и мы вынуждены довольствоваться теми или иными интерпретациями.

Прямым предшественником фурри по технике рисования можно смело назвать французского художника XIX века J.J. Grandvill, который слишком малоизвестен, чтобы можно обойтись без иллюстраций. Впрочем, некоторые из его рисунков вы видели в клипе "Innuendo" группы "Queen".

Другими предшественниками фурри можно назвать Босха(*), Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха ст., Гюстава Доре; впрочем, с той же натяжкой, с какой можно считать Фёдора Достоевского и Льва Толстого основателями экзистенционализма.

Фурри в контексте истории художественного искусства.

Для средневекового искусства было характерно разделение на идеальное (элитарное) и реальное (общедоступное), причем "Легенда о Единороге" относится к первому типу, а "Роман о Лисе" - ко второму. Новое время со смешением классов разрушило сосуществование непересекающихся видов искусства, которые из ничего не подозревавших о существовании друг друга превратились в ярых антагонистов.

Потомок идеалистического течения, классицизм никогда не был близким к народу искусством, и реалисты-романтики вскоре завоевали симпатии большинства. Прошло совсем немного времени, и казавшиеся неуязвимыми реалисты были атакованы представителями так называемого Нового искусства.

Если говорить о художественном искусстве в целом, то оно разделились на два течения - элитарное - в данном контексте это просто непонятное для большинства, что вовсе не говорит о его достоинстве, просто есть группа людей, которая находит данную книгу/картину/прочее достойной восхищения, в то время как другая группа не находит. Можно сказать, что влияние элитарного искусства не входит за пределы профессиональные круга, за исключением случаев трансформации его в другое течение - коммерческое искусство, которое может быть как безвкусным, так и образцом вкуса, массовым или единичным (это не должно удивлять, ведь для потребителей художественного искусства экслюзивность - обязательное условие покупки).

Критерий для коммерческого искусства один - человек должен купить эту книгу, взять билет на фильм, задержать внимание на рекламе. Другое обязательное условие - понятность либо прямое воздействие на бессознательном уровне. Здесь интересно проследить на примере абстрактной живописи(**) как из непопулярного (в следствии непонятности для большинства) жанра она превратилась с наиболее частый способ декорации общественных заведений - художники, мучаясь от своей непопулярности, сами протянули руку помощи массам, сделав абстрактную живопись более орнаментальной, более регулярной, более традиционной - тем самым картины нашли сбыт, но потеряли зрителя.

Фурри не относится ни к элитарному искусству вследствие массового влияния далеко за пределы профессионального круга, ни к коммерческому - пока существует возможность бесплатного хранения файлов в сети, любые попытки извлечь из него выгоду не могут привести к успеху. Существуя на правах сетевого фольклора, фурри выпукло отображает наиболее глубинные архетипы, представляя естественный исход дегуманизации европейской культуры.

Заключение.

Сложность изучения фурри проистекает от того, что это не мёртвый жанр искусства, а рождающийся и динамически изменяющийся род искусства, для которого не подходят традиционные оценки. Человек, впервые попадающий на крупный фурри-архив, типа VCL или furnation.com, обычно теряется среди такого огромного количества картинок, пока не выберет единственно возможный способ отбора - по виду изображаемых животных. Отсюда можно вывести разные выводы, но пожалуй главный - художественный вкус не стоит здесь на первом месте, это скорее напрямую обращение к подсознательному.

Тут уместно провести параллели с фэнтэзи, первые произведения которого были свободны от условностей текущей художественной среды и господствовавшего вкуса. Первые творцы фэнтэзи не были профессионалами и никогда не рассчитывали на успех у массовой публики. Тем не менее они показали поздним подельщикам, как используя небольшой набор штампов, можно добиться лёгкой популярности, переведя фэнтэзи в разряд коммерческого искусства, критерии которого мы разобрали выше. И если фэнтэзи давно не вызывает иной реакции, кроме скуки (посмотрите на завалы однотипного чтива в книжных магазинах), то фурри пока не вышло за пределы on-line. Ждёт ли его подобный исход? Сейчас трудно ответить на данный вопрос, слишком мало прошло времени с момента зарождения самого явления.

Так или иначе, культура фурри, при всём её влиянии на сетевую жизнь (жизнь определённых кругов, разумеется) не выходит за пределы узких рядов посвящённых, образуя так называемую субкультуру, разбор которой дан в приложениях. Хорошо это или плохо, судить видимо не нам.


*) Картины Босха были хорошо понятны современникам, он обращался к ним на доступном языке средневековых символов. Люди более позднего времени, когда основы этого языка были утеряны, находили эти картины безобразными и стоящими вне исскуства. Сегодня они кажутся нам более современными, нежели историческими. В этом особенность нашего времени - известный плюрализм в отношении разных культур, способность переносить какофонию вкусов и мнений, совмещать и смешивать несовместимое, отвращение ко всему "чистому" и самодостаточному.
**) Натуралист, однажды заметивший, что настоящее яблоко всё равно лучше нарисованного, очень больно уязвил художников, и помог им осознать, что они рисовали только форму и вид вещей, ничего не зная о идее и душе изображаемого. И они принялись искать душу, зайдя в этом так далеко, что забыли о форме.


Cervus. 22 января 2004

< Назад
Добро пожаловать.
Последние посетители.
Сейчас на сайте:
А также гостей: 255.
Сейчас сайт обшаривают поисковики: Bing, Google, Mail.ru, Yandex.
Сегодня к нам заходили:
EJSanYo, Ahriman
Недавние посетители:
Laini - 26 Мар 2024
RexX - 24 Мар 2024
Быстрые настройки


Радио "Радио Леопард"
mp3 [ 192 | 128 ] kbps


WikiFur
We Furries
MRFF
WWF.RU
Яндекс.Метрика
По всем вопросам касательно размещения баннеров на форуме обращаться к администрации.
[Наши баннеры]
QuickFox
Powered by
QuickFox
© Foxel aka LION
2006 - 2011
skin design © AFFox, Foxel, 2008, 2010