Alex Hatchett - 'Furry'
Часть 5.
СУБЪЕКТИВНАЯ СУБКУЛЬТУРА
СУБКУЛЬТУРА
Это вообще сказка.
Дело в том, что наши фуррийщики порой сами не разбираются в том, что же именно они собой представляют. Ну, слава богу, понятие субкультура обширное, и хоть это определение они себе выбили.
На Западе чуть проще - там на каждый десяток фуррийщиков по девять человек с разными интересами. Кто-то рисует фуррей, кто-то коллекционирует фурревые рисунки, кто-то напялил костюм, кто-то просто ведет себя как живность, кто-то гомосексуалист, кто-то просто погулять вышел, и друг с другом эти люди никак не связаны. Кто-то рисует таких-то фуррей, кто-то других, кто-то туновец, кто-то териантроп. Под один флаг это всё загнать сложно, но можно. Главное, как я уже говорил, не задавать жестких критериев. Другой вопрос, что это не всегда нужно, и что не все хотят быть под одним флагом.
А у нас? А у нас вот что.
"Furry, как уже упоминалось выше, субкультура, основывающаяся на субъективных проявлениях. … Другой спорной особенностью является наличие в субкультуре тех индивидуумов, которые не отвечают главному признаку furry."
Здрасьте, приехали. Какой-такой сдуру свалившийся на всех "главный признак фурри"? То есть то, что не отвечает какому-то субъективному критерию, не является частью субкультуры "фурри"? С тем же успехом можно сказать, что все эти индивидуумы полностью отвечают главному признаку фурри. Одни субъективные критерии против других субъективных критериев.
Что такое субкультура? Отыскал вот такое определение "образ жизни какой-либо замкнутой части общества, основанный на нормах и ценностях, отличающихся от общепринятых". Можно ли вывести эти нормы и ценности в объективные четкие постулаты, включающие в себя максимальное количество проявлений? Да, я не вижу помех этому. Обязательно ли они должны являться субъективными? Нет. Нет причин для того, чтобы российская фурри-субкультура была загадочнее других, нет причин, по которым нельзя было вывести конкретные определения и терминологию. Идеалы фуррийщиков от этого не рухнут, пушистые души их от этого не облысеют. Просто убавится количество людей, которые будут манипулировать субъективными факторами для обеспечения выгодной им идеологии в тусовке.
И это хорошо.
Отечественные фуррийщики - всего лишь часть фурри-субкультуры, причем отнюдь не образцово-показательная. И даже не знаменательная. Это, как бы сказать, скромная прослойка субкультуры, небольшая ее часть (по подсчетам Викепедии около трехста человек). Кусочек пирога, махонький такой кусочек. Без вишенки, почти без глазури. Кусочек иностранного пирога, для русских. А те части этого русского кусочка, что проповедуют, скажем, мир и порядок, или львиные культы, или те же военные игрища, являются лишь отдельными изюминками в российской черствой дольке огромного фурревого пирога.
Мы многое о себе мним, господа.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
Статистика по американским фуррищикам на 2001 год (инфа была взята отсюда). Всю ее приводить не буду, лишь выделю основные моменты. Было о прошено 360 фуррийщиков, из них мужчины составляли 85%. Примерно 78% опрошенных были в возрасте от 18 до 35 лет (вохрастные группы 18-22, 23-26, 29-35 лет представлены примерно одинаково), около 70% из них проживали в США, 27% в Канаде. Около 95% было белыми, почти половина с высшим образованием, а 1/3 все еще студенты.
А вот эти цифры я приведу полностью.
Семейное положение: Холост: (42%), Супружество/Гражданский брак: (30%), Имеют постоянного партнера: (26%), Групповые отношения: (1%), Никогда не встречался: (1%). Сексуальные наклонности: Моногамы: (51%), Полигамы - практикующие: (29%), Не практикующие полигамы: (18%), Не ответили: (2%). Сексуальная ориентация: Гетеросексуальны: (25%), Бисексуальны: (48%), Гомосексуальны: (19%), Зоофилы: (2%), Плюшефилы: (меньше 1%), Не определились: (8%). Уровень дохода фуррийщиков в основном ниже среднего, в основном потому, что одна треть его учится в институтах.
Я не знаю, проводился ли опрос среди отечественных фуррищиков, но по поступающим сведениям я могу делать кое-какие предположения. Если они неправильны и у вас есть сведения, подкрепляющие вашу правоту, сообщите мне, и я исправлю.
Абсолютное большинство фуррийщиков не женато и не замужем, причем, судя по фотоматериалам, явственно преобладают мужчины. По некоторым сведениям, количество приверженцев нетрадиционной сексуальной ориентации составляет как минимум около одной трети фэндома, если не больше. Данных о возрасте большинства у меня нет, но можно смело говорить, что основатели ТЛК-фэндома в 1998 году были в основном студенты возрастом от 17 до 20 лет, а в дальнейшем в фэндом вливались более молодые фуррийщики. Общий уровень дохода позволяет большинству все же накопить необходимую сумму для поездки на Конфурренцию, хотя многим для этого приходится серьезно экономить. Впрочем, некоторые позволяют себе говорить даже о поездке в ЮАР для знакомства с дикой природой поближе.
Фэндом отечественных фуррийщиков и тунстеров в большинстве своем отличается от многих других эскапистских объединений уже тем, что он не столь ориентирован на межличностные связи. В отличие от, скажем, готов и толкиенистов, где межличностное общение в реале является одним из основных факторов удержания тусовки, здесь же в основном общение сводится к электронному и не требует знания человека в лицо. Многие просто не привыкли общаться вне сети и, в общем-то, являются не слишком коммуникабельными ребятами в реальной жизни. Собственно, одно то, что тусовка складывалась в основном из программистов и админов и в целом из людей, кто имел более или постоянный доступ к сети, говорит о предпочтении электронных форм общения нормальным (помимо еще такого фактора, как рассеянность фуррей, их небольшое количество и проч). В частности, этому способствует и приход в тусовку людей, которым сложно вписаться в повседневную жизнь уже не только из-за нестандартных интересов. В качестве примера, среди тунстеров относительно много людей, испытывающих комплекс на сексуальной почве, есть и не вполне полноценные с физической точки зрения люди. Многие выглядят так, как будто не страмятся особенно ликвидировать эти моменты. Многие другие относятся крайне негативно к сексуальным темам уже по тому, что эти темы идут вразрез с эстетикой мультфильмов.
В общем, "фурревая" среда, как и в любом замкнутом сообществе, порой довольно сильно давит и заставляет многих придерживаться принятых там правил поведения даже вне самого сообщества. Со временем у некоторых, как зачастую происходит в закрытых небольших тусовках, развивается почти болезненная уверенность в том, что их подход к жизни суть единственно правильный. К тем, кто преодолели барьер в общении и стремятся развиваться дальше, относятся довольно холодно, и эти люди, как правило, не задерживаются там.
В общем, по большому счеты, ничего устрашающего тут нет - подобные проявления присутствуют во всех подобных тусовках, и я еще раз повторюсь, здесь фуррийщики и туновцы ничуть не уникальны. Все тусовки, будь то клуб филателистов или христианские кружки, в той или иной мере проповедуют эскапизм, что привлекает в основном тех, кому не живется "по-нормальному". У каждого свои причины уходить от реальности и искать собратьев по разуму. В данном случае, российская фурревая и околофурревая диспора представляет собой скорее irl-продолжение интернет-тусовки.
О ЙИФФ
Сам термин "йифф" возник в игровой среде MUCKовских систем. Утверждают, что он означает звук, которые издают спаривающиеся лисы. Признаюсь, я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть это наблюдение, но не в этом дело. Под "йиффом" подразумевается фурревая "взрослая" арт-продукция. Иными словами, порнография. Для эротики существует слово "фурротика", но многие порой ее включают в "йифф".
Итак, это, пожалуй, самая большая на данный момент часть фурревой культуры, имеющая истоки непосредственно в выше обозначенном втором "андерграундном" пути, где тематика секса, считавшаяся табу в комиксах и анимации, была чуть ли не обязательной. Собственно, на этом делали ставку те, кто хотел продвинуть "смешных зверят" из категории детских почеркушек и сатиры в область более приземленных жизненных историй, поднять статус антропоморфизма до уровня серьезного творческого направления. И где-то там, в конце восьмидесятых, это просто вышло из-под контроля.
Отныне "йифф" многими фуррийщиками называется чуть ли не основополагающей составляющей фурри. И тут и там слышно, мол, если животные занимаются этим открыто, так чего же нам называть это блудом и извращением, если это естественно?
Всем ясно, что порнография, эротика, проч, пользовалась огромным спросом везде и всегда. Возможно, именно это привлекало к себе читателей "подпольных" комиксов, именно на этом делали ставку многие мэтры… все может быть, но мы не об этом.
Дело в том, что тема секса стала доминировать, и превратилась в устах некоторых в синоним или, что еще хуже, в определение "фурри". Именно эротика и порнография принесла фурревому фэндому известность, именно она сделала его притчей во языцах, именно она превратила его в общественном мнении (даже других, похожих тусовок) из общества любителей фантастики в общество больных на голову зоофилов. Не в том проблема, что секс у фуррей есть, а в том, что его слишком много. Фэндом буквально завален этой продукцией, он заляпан ею. А так как направленность этого фэндома определяется изобразительным искусством, которым он и представлен, то у нас возникает следующая ситуация.
Спрос на порнографию значительно превышает предложение. Это было всегда и везде, это верно и для нашего случая. Стоит отметить, что многие художники подрабатывают тем, что продают свои работы с Интернет-аукционов а также на фурревых съездах, где рисунки с порнографической тематикой стоят, порой, раза в четыре дороже "цивильных". Цитируя статью неизвестного автора "Фурревое" искусство - что действительно продается?": "Многие люди не могут оправдать рисование (йиффа) по каким бы то ни было личным соображениям - явно не финансовым. Некоторые художники, "фурревые карьеристы", просто сломались и потеряли надежду на то, что смогут зарабатывать себе на жизнь "чистыми рисунками", и посему стали рисовать то, что продается." И этот ком постоянно растет.
Что приводит к некоторым не совсем приятным последствиям.
Первое из этих последствий заключается в том, что о фуррийщиках судят по "усредненному значению". В общем, если количество порнухи переваливает за уровень 50%, можно смело заявлять, что фэндом представляет собой в большинстве своем порнографистов. И разбирайся потом, кто входит в это большинство, а кто нет.
Второе - не всем приятно, когда их считают подонками-зоофилами, выжившими из ума на почве сексуальной неполноценностями. И еще менее приятно, когда имеющиеся в наличии те самые подонки-зоофилы сами ассоциируют себя с относительно нормальными людьми, причем считая их "неправильными". Погорельцы покинули фэндом, плюнув на пресловутую "пушистую душу" и растерев плевок, потому что нынешний фэндом не имеет ничего общего с тем, чем он был, и чем он должен был стать.
Первые конфликты на этой почве были уже в журнале "Vootie", из-за "Омахи" - не всех участникам проекта хотелось быть ассоциированными с порнографической тематикой просто находясь рядом с работами Уоллера. Они продолжались и дальше, и привели к первым "войнам" между "погорельцами" и "отморозками", закончившихся тотальным поражением первых.
Как бы то ни было, фурри не ограничиваются и никогда не должны ограничиваться йиффом. Как сказал некто Эрик Блюмрих о фуррях (фраза, ставшая классическим гимном погорельцев), "в моем воображении они живут и дышат. Они могут строить империи, которые продержатся целую вечность… Они могут вести нескончаемые войны в бесконечных мирах. Они могут вмещать в себя нашу любовь, наши радости. Они могут быть мною. Они могут быть вами. Они могут играться с магией и бросать вызов нашему воображению неиссякаемыми возможностями… и самое большее, на что -вас- хватает, так это рисовать их без одежды."
ЗООФИЛИЯ И ПРОЧЕЕ
Увы, есть.
Но не там, где все привыкли ее искать.
Сейчас объясню.
Серединная форма человека и животного, прежде всего, понятие эстетически приятное, по крайней мере для человека, который вывел ее. Иначе бы он на ней не остановился. О "приятных" пушистых животных мы уже говорили, поэтому неудивительно, что многим симпатичнее пушистые котята, чем слизни. Мех как аналог эстетической привлекательности.
Секс тоже никто никогда не сбрасывал со счетов. Всем нравится секс, что поделаешь. На него делали и будут делать ставку в искусстве, в отношениях, да везде. Никем не ставится под сомнение утверждение об обнаженном теле как идеале красоты (все дело в подаче этого самого идеала).
В йиффе идея приятного доведена до максимума (как кажется авторам) или до абсурда (как кажется "непосвященным"). У нас есть приятный процесс, совершаемый приятными меховыми существами. Это не картинки случки ньюфаундлендов, это работа, четко ориентированная на положительную реакцию человеческих зрителей. На возбуждение этих самых человеческих зрителей.
Это человеческая порнография с дополнительным бонусом "на любителя". На любителя зверей? Да, на него самого. Он не видит в этих существах живность, и он не мастурбирует на "В Мире Животных". Он видит в них порнуху, обычную человеческую порнуху. Просто сюда добавлена еще и капля специй, потакающая его представлениям о "приятных" персонажах.
Ему нравятся кошки? Вот ему трахающиеся люди-кошки.
Волки? Вот люди-волки. У них, в общем-то, человеческие тела. И трахаются они по всем канонам Кама-Сутры, а не как положено волкам.
Это аллегория. Это всё равно люди.
"Это попахивает зоофилией", скажет кто-то. Но, полагаю, что мало кто из этих товарищей, когда его девушка позовет в спальню игривым мяуканьем, вскочит и завопит в испуге "Ты что?! Я с кошками не буду!!!". Да, это попахивает зоофилией. И положение "собачками" тоже попахивает этим же. И обращения "Зайчик", "Котик", "Киска" - все это та самая дорога в Ад. Образно выражаясь.
Не то чтобы среди фуррийщиков никогда не было и не будет зоофилов. С тем же успехом можно усомниться в том, что среди педагогов никогда не было и не будет педофилов. Они, наверно, есть, но их не так много, как кажется некоторым. См. цифры выше.
То же самое я бы сказал по поводу гомосексуализма. Только количество этих ребят намного выше. В конце концов, рано или поздно, на такие вещи, как картинки однополого секса, приходит потребитель этой продукции. Рисуя двух трахающихся волков с человеческими, гмм, признаками, автор ведь рассчитывает на "адекватную" реакцию хоть какой-то части тех, кто увидит эту картинку. И нечего удивляться, что рано или поздно среди этой аудитории могут обнаружиться люди не совсем традиционной ориентации, которых в этой картинке интересует, скажем так, отнюдь не волки.
Пчелы на мёд.
"А про костюмы ты не забыл?" спросите вы. Неа, не забыл. У некоторых "фуррийщиков" есть такое увлечение - одеваться зверьми, в основном мультяшными звериками. Если кто-то не понимает, как это, советую пройти до клуба Точки, и вы увидите людей, рекламирующих магазин "Снежная Королева", одетых в костюмы зверей. Ну так вот, этим людям платят за это. Фурсьютчикам - нет, они это делают ради интереса. В общем-то, это аналог "косплея" (переодевания в любимых персонажей), только более заморочено.
В основном всё ограничивается тем, что люди просто приходят на свои слеты раз в год или сколько получится, одевают костюм и тусуются с другими такими же товарищами. Однако, есть люди, которые не довольствуются прогулкой по фурконам в своем "образе", но и также предпочитают заниматься сексом с желающими не снимая костюма. Для тех, кто не представляет как это, был клип "Медведица" от Мумми Тролля. Однако "fursuit" отнюдь не обязательно предназначен для секса, хотя есть и такие. Точно так же, как костюмы штурмовиков из Звездных Войн тоже не предназначены изначально для сексуальных игрищ. То, что некоторые оттягиваются только с применением этих вещиц, не значит, что у всех пунктик на этом. Большинство фурсьютчиков одевает костюм для того, чтобы вжиться в персонажа. Что некоторые из них могут делать в них дальше, меня мало интересует.
Есть еще и категория любителей плюшевых игрушек. Ага, любителей в прямом смысле этого слова. Кустарным образом в плюшевых игрушках проделываются отверстия (или закупаются уже готовые к употреблению фабричные модели), и… Чем только человек не занимается от безделья…
Но понимаете, в чем проблема… Секс человека с другим человеком в костюме плюшевого кролика и секс человека с настоящим кроликом есть две совершенно разные вещи. В первом случае правило "изменяй особи, но не виду" соблюдается. По крайней мере, с юридической точки зрения. Случаи секса с плюшевыми львятами и медвежатами (тоже, ясен пень, плюшевыми) также не нарушают сего правила. У кого-то хватает воображения заменить женщину резиновой надувной игрушкой, кто-то же ограничивается медвежатами... Честно говоря, мне не охота копаться в штанах у людей, выясняя, что именно и почему их возбуждает. Это их личное дело, если они не могут обойтись без костюмов животных… или без наручников… или плетки… или шипов под кожу… или пирсинга в местах, о существовании которых мы даже не подозревали…
Но.
У этих людей есть одна особенность - называть себя фуррийщиками. Причем, не просто фуррийщиками, а настоящими фуррийщиками, еще и делать вид, что так оно и должно быть. Еще и удивляться, почему это всех не вставляет от того, что делают они.
На самом же деле большинство фуррийщиков, вне зависимости от ориентации и местонахождения - довольно скромные люди, редко афиширующие на публике свои "увлечения", если таковые имеются. А если кто-то из них и пытается выдать свои собственные отклонения за идеал поведения, можно ему от всей души посочувствовать.
Вообще, йифф (как саму задумку, применяемую на практике) я отношу к категории сексуальных извращ… ухищрений (будем же политкорректными), наряду с садомазохизмом, фетишизмом, гомосексуализмом, плюшизмом, зоофилией и прочим. В свою очередь, рисунки любого характера я все же отношу к изобразительному искусству, и подхожу к ним с точки зрения их художественного исполнения (ибо в свое время имел неосторожность беседовать с Игорем Мальцевым (редактором журнала "Другой"), а потом с Даниилом Кузьмичевым (автором "Людей Четверга") на тему "порнография как искусство"), что, впрочем, не мешает мне делать различие между порнографической продукцией и весьма цивильными картинками. Есть довольно четкое деление между образом антропоморфного животного и насилованием домашних питомцев. Так же, как простому рукопожатию не приписывают гомосексуальных оттенков, не стоит приписывать рисованию антропоморфных зверей зоофилических наклонностей. Если они у кого и есть, то это уже его личные половые трудности, а не всех остальных фуррийщиков.
Если вы хотите их разбирать - вперед и с песней.
НАСИЛИЕ
Часто раздаются высказывания о противопоставлении "доброго" звериного начала "злому" человеческому. Якобы, именно это заставляет фуррийщиков искать ответы в животных образах.
Это похвально, что у кого-то возникают философские мысли на тему добра и зла.
Похвально и то, что он пытается найти ответы на вечные вопросы в природе.
Плохо то, что эти самые философские мысли даются как норма поведения.
Плохо то, что они, если верить тем, кто это говорит, распространяются на всех фуррей.
Плохо то, что редко проводится граница между собственным мнением на эту тему и чуть ли не обязательным условием для вступления в сообщество.
Отвратительно и преступно то, что этим регламентируют творчество.
Происходит опять эдакая замена понятий. Говорится о "феномене", но ему неизменно приписывают требования узкого контингента любителей. Мол, фурри - это когда все добрые и пушистые.
Знаете, я бы очень не хотел, чтобы в недалеком будущем вся эта погоня за "звериным добром" приобрела бы оттенки культурного фашизма в рамках узкой тусовки, к чему все, собственно, у нас и катится с игрушками вроде "истинных фуррей".
Фурри - это лишь образное представление о серединной форме человека и животного. Каков человек, таков из него и фуррь. Остальное же, как-то поведение, интересы, предпочтения, являются индивидуальными особенностями каждого фуррийщика. "Albedo", "Blacksad", "Apocalypse Meow", "Omaha" - всё это довольно циничные и жестокие произведения, что не мешает им быть краеугольными камнями "фурри", наравне с "Sabrina", "Havoc Inc", "Robin Hood" и проч.
Кому что нравится.
И вот что я скажу вам, от себя лично.
"Наёмники: Город Туманов" - это фурри произведение.
И в "Наёмниках" будут, помимо всего прочего, убийства, хлещущая кровь, медленные страдания, бессердечная жестокость, цинизм и смерть в агонии. Будут выстрелы, пистолетный дым и крики умирающих. Это я вам гарантирую, как автор. Не потому, что я больной на голову садист, а потому что это просто очень жестокая и циничная история, которую всё равно нужно рассказать. И при этом "Наемники" останутся стопроцентными "фурри".
Знаете почему?
Потому что это не зависит от того, нравится это кому-то или нет.